Мир Левитана БИО ХРОНО ЖИВОПИСЬ ГРАФИКА ФОТО ПИСЬМА


Эскиз к будущей прославленной картине "Тихая обитель", которую вы можете увидеть в разделе "Живопись". Видно, что первоначально Левитан планировал несколько иную композицию картины, чем в окончательном варианте. В итоге правый массив деревьев ближнего берега был убран, а мостик сместился прямо в центр полотна, придавая ему прямо-таки иконографическую симметричность и музыкальность. Картина, представшая перед публикой на Передвижной выставке 1891 года, принесла Левитану заслуженное внимание и почитание. "Левитан празднует успех своей картины", - писал тогда Антон Чехов.



Нажмите для просмотра крупного изображения
Тихая обитель, 1889


Нажмите для просмотра крупного изображения
Пейзаж с луной, 1886


Было время, когда считалось, что природы, способной вызвать восхищение, в России не существует. Есть некая безликая и бесформенная масса, которой нужно придать определенный вид, чтобы она соответствовала канонам красоты. Ценились вещи четкие и определенные, с которыми были связаны определенные чувства и мысли: яркий солнечный свет, синее покрывало моря, изящные изгибы величественных гор.
Левитан же открыл нам другую красоту. "Не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный, что сквозит и тайно светит в красоте твоей смиренной..." Только то, что является безродному страннику, бредущему по пьяной Руси и отдыхающему под крышей кабака... Бедные перелески, немощные поля, бедные деревни, хмурое небо над головой... Никакого бархата, ни кусочка парчи. Левитан открыл в нашем бедном пейзаже тайную красоту, и теперь уже никто не мог отвернуться от России - у нее появилось свое лицо.





Один из набросков, послуживших к созданию знаменитой картины "Весна. Большая вода" (1897), которую вы можете увидеть в разделе "Живопись".



Нажмите для просмотра крупного изображения
Весна. Большая вода, 1896


Нажмите для просмотра крупного изображения
Плес, 1889


Тот самый Плес, который был открыт Левитаном, и который, в свою очередь, открыл Левитана для широкой публики. Левитан работал в этом маленьком городке три лета, и создав здесь целый ряд лучших своих картин, множество этюдов и рисунков карандашом, как этот пейзаж с колокольней у берега.





Подготовительный рисунок к "Летнему вечеру", одной из картин позднего периода творчества, которую вы можете увидеть в разделе "Живопись". В конце жизни Левитан снова писал деревню, но настроения этих его картин были отличны от деревенских работ середины восьмидесятых. На смену чувственным, иддилическим, народно-крестьянским мотивам пришли хрупкие, зыбкие, тревожные, ускользающие чувства и краски, необычайно точно передающие сложную социальную и культурную атмосмферу конца века.



Нажмите для просмотра крупного изображения
Летний вечер, 1900


Нажмите для просмотра крупного изображения
Вечер. Перелет птиц, 1895


В творчестве Левитана много таких произведений с никому неизвестными уголками России. Это не великолепные виды, которые можно узнать даже столетие спустя. Это пейзажи, способные измениться в течении нескольких месяцев. Художник находил красоту там, где мало кто еще увидел бы ее. И, действительно, что красивого может быть в одиноких чахлых деревцах и покосившихся избах.
Но на картинах и рисунках Левитана этот ничем не приметный уголок безымянного края выглядит выглядит красивее швейцарских Альп и итальянских виноградников на полотнах других художников.





Рисунок к известной картине "Свежий ветер. Волга" (1895), которую вы можете увидеть в разделе "Живопись". Интересно смотреть, как росла и развивалась мысль художника, претворяясь от первоначального рисунка к великой картине.



Нажмите для просмотра крупного изображения
Свежий ветер. Волга, 1895


Нажмите для просмотра крупного изображения
Вечер. Пейзаж, 1891


Около картин и рисунков Левитана невольно вспоминаются слова Чехова из рассказа "Дом с мезонином": "На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве..."





"Но что же делать! Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором - пускай! Они - благоразумие... Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий - может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения..." Исаак Левитан.



Нажмите для просмотра крупного изображения
На лесной опушке, 1897


Нажмите для просмотра крупного изображения
Эскиз дерева на опушке, 1893


"Левитан любил русскую природу фанатически, почти исступленно, и благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которым горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он выразил все это в своих картинах, отразивших искания целого поколения. Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа." Грабарь И.Э.





"Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве." Левитан И.И.



Нажмите для просмотра крупного изображения
Весна. Разлив, 1894


Нажмите для просмотра крупного изображения
Деревенька, 1889


"Левитан был реалист - в глубоком, непреходящем значении этого слова: реалист не только формы, цвета, но и духа темы, нередко скрытой от нашего внешнего взгляда. Он владел, быть может, тем, чем владели большие поэты, художники времен Возрождения, да и наши - Иванов, Суриков и еще весьма немногие." Нестеров М.В.





"Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов. В большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало. Если вы по-настоящему, серьезно почувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразится правильное и полное впечатление виденного." Левитан И.И.



Нажмите для просмотра крупного изображения
Зима в деревеньке, 1885


Нажмите для просмотра крупного изображения
Церковь в Плесе, 1889


"Посмотрите, как интересно, главное, ново. Нужно внимательно следить за жизнью искусства, чтобы не повторять много раз писанного. Новая тема, новый сюжет это уже нечто. Напишите по-иному, чем все пишут, и ваше место в жизни искусства обеспечено. Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. Ищите около себя, но внимательно, и вы обязательно найдете и новое и интересное." Левитан И.И.





"Окончить картину иногда очень трудно. Иногда боишься испортить одним мазком. Вот и стоят они, дозревают годами, повернутые к стене. Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать. Чтобы закончить, иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь." Левитан И.И.



Нажмите для просмотра крупного изображения
Опушка леса, 1897


Нажмите для просмотра крупного изображения
У омута, 1892


Рисунок карандашом к известной картине "У омута" из мрачной трилогии начала 90-х годов.

"Ищите общее, живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон. Пишите по-русски, как видите. Зачем подражать чужому, ищите свое."
"Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей."
"Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место." Левитан И.И.






"Мир Левитана", 2007-2008. Контакты - post (а) levitan-world.ru